Оставлять ли ребенка дома или пускать в детский садик во время пандемии Covid-19?

Мама спрашивает, какое решение будет самым правильным в связи с Covid-19 и ребенком детсадовского возраста. В семье есть трехлетка и бабушка, которая находится в группе риска из-за возраста. Все живут в одном домохозяйстве. Из-за Covid-19 малыша пока в садик не пускают, но есть беспокойство, что ребенок пропускает адаптацию в садике. Идет работа с материалами, присланными садиком, с бабушкой оба ходят на улицу, но социализация с другими детьми пропадает.
Если решено, что ребенок остается дома с бабушкой, то в этом возрасте и в нынешних обстоятельствах важнее всего свежий воздух и игры

FOTO: Shutterstock.com

Если решено, что ребенок остается дома с бабушкой, то в этом возрасте и в нынешних обстоятельствах важнее всего свежий воздух и игры

«Читаю в новостях, что дети переносят болезнь легче, но могут остаться последствия — труднее учиться, головная боль и т.д. Поскольку детей не будут прививать, безопасно пускать ребенка в дошкольное учебное заведение или школу без риска инфицироваться можно будет только тогда, когда в обществе образуется коллективный иммунитет, и с нынешними темпами вакцинации это может занять несколько лет».

 

О том, как можно было бы решить эту ситуацию, мы спросили у врача-педиатра Даце Гардовски, психолога Лиги Бернате и у мамы двух детей Элзы Ламы, которая решила провести это время дома с детьми.

 

Руководитель кафедры педиатрии РУС профессор Даце Гардовска, которая работает также в Государственном совете по иммунизации, указывает, что в период, когда заболеваемость настолько высока, ребенок может инфицироваться в любом месте, не только в семье или в детском саду. «Хотя это и не частое явление, но такие случаи констатированы. Поэтому утверждать, что, не посещая детский сад, ребенок точно не принесет домой инфекцию, нельзя. Но, конечно, если ребенок посещает посередине недели детский сад, а на выходные приезжает к бабушке, риск инфицирования больше. В этой ситуации нужно сохранять здравый смысл, оценивать возможные риски и получаемую пользу. В мире все же рекомендуют избегать лишних контактов.

Если решено, что ребенок остается дома с бабушкой, то в этом возрасте и в нынешних обстоятельствах важнее всего свежий воздух и игры. Я тоже бабушка и об этом думала. На мой взгляд, ядро сейчас — это семья, те люди, которые живут вместе. Если проводить дни с бабушкой, то акцент надо делать на коммуникацию с ней. Чтобы бабушка не проводила дни за компьютером, а ходила гулять, рассказывала, что видит, что происходит вокруг, чтобы они говорили об ощущениях. Ребенка можно привлекать к семейным мероприятиям, приготовлению еды, работам по дому. Если день проходит полноценно, отсутствие коммуникации со сверстниками не окажет такого большого эмоционального влияния на развитие ребенка. Если ребенок будет оставлен «за бортом», потому что взрослые сидят у экранов, то тогда отсутствие коммуникации с другими детьми может оставить последствия.

Исследования, проведенные в семьях, в которых растут дети с хроническими заболеваниями, выявляют, что дети гораздо больше, чем очевидные вещи, воспринимают невербальную информацию — тревоги родителей, внутренние конфликты семьи. Одни родители видят возможности и имеют оптимистичный взгляд, другие идут в противоположном направлении.

Если говорить о темпе вакцинации, то семья должна быть готова к тому, что вакцинации придется подождать, но это будет не так долго, чтобы оставаться дома годами. Хотя сейчас есть небольшой перерыв, это будет решено».

Исследования, проведенные в семьях, в которых растут дети с хроническими заболеваниями, выявляют, что дети гораздо больше, чем очевидные вещи, воспринимают невербальную информацию — тревоги родителей, внутренние конфликты семьи. Одни родители видят возможности и имеют оптимистичный взгляд, другие идут в противоположном направлении.

 

Важнее социализации — среда без стресса

Психолог Лига Бернате, мать троих детей, утешает, что в возрасте 3 лет, не ходя в детский сад, ребенок ничего не может пропустить. В этом возрасте, если ребенок начинает ходить в детский сад, то более или менее он только наблюдает, учится понимать, какой порядок в детском саду, приспосабливаясь к рутине детского сада. Трехлетки все же играют сами по себе или рядом друг с другом. Конечно, дети больше всего учатся подражая, но никакого пробела в навыках у него не будет. Эти же навыки ребенок может получить, оставаясь дома и играя самостоятельно в подходящей среде с подходящими игрушками, занимаясь творческой активностью без спешки, вместе читая книги, получая нераздельное внимание, соблюдая режим дня.

Реклама
Реклама

Не надо также беспокоиться о выполнении заданий, которые присылает детский сад. Их нужно больше воспринимать как идеи, как еще провести время. Задача ребенка в этом возрасте — играть, через это он тоже учится, и через это созревает мозг, что важно, чтобы потом научиться всему нужному. Среда без лишнего стресса и отзывчивый взрослый заставят ребенка спрашивать, узнавать, исследовать. Главное, чтобы день не проходил у экранов.

 

Ребенка решили в садик не пускать — за детьми присматривает мама, а папа работает больше

Элза Лама, мать двоих детей (2 и 4 года), вместе с мужем осенью этого года решила оставить ребенка дома. Это означало, что четырехлетка в середине октября прервал свое только что начатое посещение садика в муниципальном детском саду, а двухлетка перестала ходить в школу для малышей. Эта ситуация заставила и Элзу пересмотреть и уменьшить рабочую нагрузку. «Пандемия заставила нас пересмотреть свои приоритеты. В каком-то смысле я в привилегированном положении, потому что у нас есть возможность выбирать — пускать или не пускать ребенка в садик. Я понимаю, что у многих таких возможностей нет, но если мы можем оставаться дома, то мы даем возможность не толпиться и ходить в садик тем, у кого такого выбора нет или кто хочет продолжать ходить в садик. Параллельно присмотру за детьми я работаю из дома на неполную ставку в различных проектах и учусь в докторантуре. Я планировала, что осенью начну работу на полставки в офисе, но от этого пришлось отказаться. Я из тех женщин, которые снизили свою рабочую нагрузку, я отказалась от нескольких проектов, потому что невозможно все «вытянуть» с детьми в фоновом режиме, какими бы самодостаточными и самостоятельными они ни были», — рассказывает Элза.

Я из тех женщин, которые снизили свою рабочую нагрузку, я отказалась от нескольких проектов, потому что невозможно все «вытянуть» с детьми в фоновом режиме, какими бы самодостаточными и самостоятельными они ни были.

Она указывает, что самое трудное в это время — это то, что вся повседневность с детьми и домашней жизнью в основном лежит на ее плечах — муж помогает, как только может, но из-за того, что Элза уменьшила свою рабочую нагрузку, муж свою рабочую нагрузку увеличил. Поддержка бабушек и дедушек во время пандемии невозможна, хотя до этого они часто присматривали за детьми. Также посещать онлайн-лекции по вечерам непросто, если дома двое маленьких детей, потому что дети в том возрасте, когда они до конца не могут понять, что родители на собрании или на работе, если сидят здесь же в комнате. Также Элза признает, что сейчас ощущает катастрофическую нехватку времени, которое можно посвятить только себе. «Себе я могу посвятить только поздние вечерние часы, чтобы почитать книгу или посмотреть сериал. Очень не хватает друзей и родственников. Теперь уже даже мне, интровертному человеку, начинает не хватать», — отмечает мама двоих детей.

О социализации детей Элза не беспокоится, она признает, что в краткосрочной перспективе без детского сада и школы для малышей дети такого возраста могут обойтись — к тому же если в семье растут несколько детей и они могут коммуницировать между собой. Однако о возвращении в садик семья еще определенно не думает, и это зависит только от эпидемиологической ситуации. Возможно, семья так сознательно соблюдает правила потому, что в кругу близких родственников было заболевание Covid-19.

 

Элза указывает также на то, что сейчас, когда из-за пандемии она вынуждена сократить свою рабочую нагрузку, особенно неприятным сюрпризом были принятые изменения в налоговом регулировании: «То, что я дома с детьми и работаю меньше (на неполной ставке за вознаграждение, которое колеблется в зависимости от месяцев и проектов), означает, что мой муж работает больше. Именно поэтому особенно болезненны фразы от министра финансов Рейрса, который обещает мне «социальную коррекцию» и продвигает торопливые реформы, которые существенно повлияют на мою способность найти работу на неполную ставку в будущем. То, что я сейчас выбираю сократить нагрузку, стать самозанятым лицом и оставаться дома, по сути наказывается реформами, для продвижения которых не учитываются условия кризиса».