Куда деть ненужную одежду?

В наше время нормально отдельно выкидывать бутылки PET и железную упаковку от консервов. В магазинах можно избавиться от старых батареек и электротехники. Но надо ли в отдельный контейнер выбрасывать также одежду? О том, насколько важно отдавать одежду друзьям или сдавать на переработку, рассказывает эксперт в сфере окружающей среды Элина Колате.
  • Элина Колате

    Элина Колате

    Эксперт в сфере окружающей среды

В Латвии средний житель на одежду, одеяла, полотенца и другие текстильные изделия тратит примерно 350 евро в год.

FOTO:

В Латвии средний житель на одежду, одеяла, полотенца и другие текстильные изделия тратит примерно 350 евро в год.

В Латвии еще с прошлого столетия существует сортировка мусора. Многие в детстве старались сдать стеклянные бутылки, чтобы заработать на мороженое. С тех пор вырос и уровень потребления, и объем мусора. Развились возможности его сортировки. Активно говорят о том, какое влияние на среду оказывает производство. Поэтому так важно знать, как грамотно расставаться со старыми вещами.  

 

В Латвии новые вещи покупают меньше  

Если сравнить с другими странами Европейского союза (ЕС), то в Латвии живут не очень активные потребители. Здесь средний житель на одежду, одеяла, полотенца и другие текстильные изделия тратит примерно 350 евро в год. В то время как средний житель ЕС отдает 700 евро в год на то, чтобы освежить гардероб. А это примерно 11 килограммов новых вещей. В Латвии домой приносят в среднем 6 килограммов вещей, из которых 2,5 килограмма – не новая одежда и текстильные изделия.  

 

Мне нечего надеть!

Кажется, каждая ревизия шкафа начинается с фразы «Мне нечего надеть!». Хорошо, если в процессе разбора гардероба в дальнем углу удается найти интересное платье, о котором забыли. В Латвии 63% жителей перебирают шкаф два раза в год с переменных успехом. Часть делает выводы, что все-таки есть что надеть, а часть в основном обнаруживает неподходящие вещи, от которых давно хотелось избавиться. Большая часть (89%) легко отдает вещи кому-то другому. Третья часть одежды остается не пристроенной, потому что непонятно что с ней делать. Особенно это актуально за пределами Риги, где есть проблемы с инфраструктурой и информированностью на тему переработки вещей. Только 3% одежды сортируется (в Литве показатель достигает 8%, а в Эстонии – 5%). Конечно, это не повод бросать камень в огород жителей – когда человек не знает, где оставить одежду, просто выбрасывает.  

 

Куда попадет одежда?

67% жителей Латвии обращаются в благотворительные учреждения, чтобы пожертвовать уже ненужные вещи. Потом одежда либо передается тем, кто в этом нуждается или продается, чтобы перенаправить на благотворительность.  

18% ненужной одежды отправляется в коробки одежды в магазинах. Например, в H&M! Как рассказала представитель марки Санита Калниня, одежда попадает в руки партнера I:CO, и лучшие вещи еще раз продаются в секонд-хэндах. Если одежда не годится для использования, то ищут другие способы. Часть платьев и футболок превращается, например, в тряпки для чистки. Что-то уходит на переработку, в результате чего производят волокна, например, для утепляющих материалов.  

Часть платьев и футболок превращается, например, в тряпки для чистки.

Правда, не всю одежду сейчас возможно переработать. Особенно сложно с тканями, в которых смешано несколько материалов. Конечно, производители, переработки и ученые должны сотрудничать, чтобы найти новые ткани, которые легко перерабатывать. И это ответственность, в первую очередь, производителя – выпускать более простые материалы, чтобы потом можно было разобраться с целой кучей выброшенной одежды.  

 

Красные контейнеры

9% из одежды совестливых и более информированных жителей попадает в контейнеры. Зачастую возле них можно увидеть мешок, который оставили рядом. Это не значит, что мусорник полный. Вдруг кто-то обратит внимание и возьмет? И ведь берут! Попробуйте!  

Пресс-секретарь “Eco Baltia Vide” Дайга Буча рассказывает, что одежда, которая попадает в специальные коробки, потом сортируется по 30 разным категориями согласно виду материала и типу его использования.  Часть (около 35%) вещей, которые находятся в хорошем состоянии, передаются благотворительной организации “Taureņa efekts”, но большая часть отправляется в другие страны. Примерно 10–15% одежды, которую теоретически можно было бы носить, не имеет спроса. Например, зимой люди не хотят покупать тонкие платья, а в странах ближе к экватору сложно кому-то продать теплую зимнюю куртку. Около 10% уходят на переработку. Остальные 40% - на полигон мусора.  

 

Полезные адреса 

Красные контейнеры у магазинов “Rimi” в Риге и других городах:

“Rimi Valdemārs”, K. Valdemāra iela 112, Риги

Реклама
Реклама

“Rimi Mols”, Krasta iela 46, Риги

“Rimi Pulkvedis”, P. Brieža 33A, Рига

“Rimi Prūšu”, Prūšu iela 2B, Рига

“Rimi Stirnu”, Stirnu iela 26, Рига

“Rimi Damme”, Kurzemes prospekts 1, Рига

“Rimi Mīlgrāvis”, Mīlgrāvja iela 14, Рига

“Rimi Vienības”, Vienības gatve 87, Рига

“Rimi Apelsīns”, Rīgas gatve 5, Адажи

“Rimi Mārupe”, Daugavas iela 31, Марупе

“Rimi Ogre”, Rīgas iela 33, Огре

“Rimi Salaspils”, Skolas iela 4e, Саласпилс

“Rimi Šokolāde”, Strēlnieku iela 2, Сигулда

“Rimi Valmierā”, Fabrikas iela 2, Валмиера

 

Если одежда попадает в обычные мусорные урны  

О более серьезной переработке тканей в Латвии можно говорить, если объем был бы больше – считает президент Латвийской ассоциации легкой промышленности Дайнис Страздс. Стоимость оборудования для переработки измеряется суммами с семью цифрами. А доступно несколько сотен килограммов старой одежды. Как не считай – экономически не обоснованно.  

Что происходит со штанами, которые выбрасываем в обычный мусорник? Они тоже попадают на линии сортировки. Однако, находясь в контейнере с очистками, упаковками, испортившейся едой и др., штаны пачкаются и портятся, в результате чего не годятся ни для носки, ни для переработки. Дайга Буча подчеркивает, что таким образом потенциально используемый материал превращается в негодный. Вторая проблема заключается в том, что куски одежды могут застревать в оборудовании для переработки, что затрудняет работу и портит технику. Поэтому, если вы понимаете, что ненужную одежду больше нельзя будет использовать, лучше все-таки выбросить ее в специальные контейнеры.  

Побочный эффект «быстрой» моды – создается некачественная одежда, которая после нескольких раз использования больше не пригодна.  

Нужно ли начинать с последнего шага?  

Латвия и весь ЕС шагает в сторону производства качественных продуктов, способных служить долго. А если вещи и портятся, то не должны создавать проблем в ремонте. Если нельзя наладить, то с деталями нужно сделать что-то другое. Если и это невозможно, материал переработать. Так должно быть и в индустрии моды. Однако специалисты говорят, что качество сдаваемой одежды становится хуже. Побочный эффект «быстрой» моды – создается некачественная одежда, которая после нескольких раз использования больше не пригодна.  

До 2025 года во всем ЕС, в том числе в Латвии, нужно обеспечить возможность сортировать ненужную одежду.  Допустим, что это сделают. Однако нужно помнить, что переработка – это последний шаг. И он не стоит и гроша, если не выполняются первые шаги – обеспечение качественного товара, долгое использование, ремонт и переделка.  

 

Ссылка:

Исследование о потреблении текстильных изделий и их передаче в страны Балтии: https://pub.norden.org/temanord2020-526/