Как успокоить плачущего младенца? И другие вопросы молодых пап

Новорожденный, который выглядит таким слабым и хрупким, может сильно озадачить папу (а также маму!) — как за таким маленьким ухаживать и успокаивать? Как научиться понимать сигналы и нужды малыша? На вопросы молодых пап отвечает ПЭП-мама Лига Зелмене-Лайзане.
  • Līga Zelmene-Laizāne

    Līga Zelmene-Laizāne

Как успокоить плачущего младенца? И другие вопросы молодых пап

FOTO:

1. «Как успокоить младенца, если он все время кричит?»

Есть различные методы успокаивания, которые родителям более или менее известны, — предложение телесного контакта, укачивание, кормление, соска и т.п. Но в этом вопросе фокус, кажется, больше на слова «все время» и «кричит», что определенно означает плач, который довольно трудно выдержать.

Одна из самых важных вещей, которые родителям с детьми самых разных возрастов всегда стоит помнить: проявления поведения ребенка являются сигналом о каких-либо его неудовлетворенных основных потребностях. И ответственность взрослых — уже с начала жизни малыша реагировать на эти потребности — помочь их распознать. В первые дни, месяцы и даже годы также поначалу очень много помогать маленькому человеку удовлетворять эти потребности, таким образом постепенно уча его, как он может сделать это сам. Из этого вытекает, что решение для успокоения младенца — это распознавание потребностей.

 

Если малыш продолжает плакать, я бы предложила взять его на руки и не отвлекать внимание младенца какими-либо другими внешними, развлекательными стимулами, а ровно наоборот — позволить плакать.

 

Как из своего личного, так и из практического опыта работы с родителями я знаю, что это только на словах звучит просто, но в жизни реализуется весьма трудно, потому что мы очень концентрируемся на более или менее освоенных во время своей жизни потребностях, которые мы распознаем в очень ограниченном количестве. Поэтому скоро мы впадаем в отчаяние: он же поел, поспал, подгузник сменили, ну что еще ему нужно?

В своей жизни и работе мамы и ПЭП-мамы за последние десять лет я получила особое подтверждение того, что в основе жизни ни маленького, ни большого человека не лежит только удовлетворение физических потребностей. Немецкий психолог Томас Хармс создал концепцию — пирамиду потребностей, где, конечно, физические потребности находятся в самом низу, но кроме них есть еще и необходимость в безопасности, побуждении и стимуле, а также в автономии.

Если какая-либо из потребностей в сознании тела ребенка не удовлетворено, он переживает стресс. Плач помогает избавиться от этого стресса. Это необходимый процесс, в котором возникает следующая потребность — быть с поддержкой выслушанным, а не успокоенным.

 

2. «Как недавно родившемуся младенцу не сломать ноги и руки? Такое ощущение, что, одевая, точно можно что-то ему сделать».

Этот вопрос, несомненно, я бы охотно обсудила с каждым родителем индивидуально — что именно, по их мнению, свидетельствует о том, что ребенку можно нанести такой большой вред? Мне хочется думать, что ни одному из родителей не удалось что-то сломать новорожденным. Надо признать, что хотя только что родившиеся бывают действительно маленькими и кажутся хрупкими, они не созданы из какого-то особо непрочного материала.

Но да, первый опыт с новорожденным может показаться волнующим, потому что теперь уже мало какой молодой родитель жил в большой семье и в подростковом возрасте и ранней юности получил практическую возможность хотя бы наблюдать и даже ежедневно держать на руках маленького ребенка.

Реклама
Реклама

Осмелюсь подчеркнуть, что один из первых шагов, чтобы достаточно медленно и чутко суметь позаботиться о ребенке, — это способность человека быть в контакте с самим собой, своим телом. Возможно, это означает действительно упражнение — каждый раз перед касанием младенца прежде всего зафиксировать, что я чувствую в своем теле, каким я его ощущаю? Если где-то чувствую более выраженное напряжение, пытаюсь понять, откуда оно взялось, и избавиться или по крайней мере уменьшить его, мысленно посылая свое дыхание прямо на/через это место в теле. Похожим образом надо поступать с тревожными мыслями, которые приходят в голову, — спросить себя, действительно ли стоит об этом беспокоиться прямо сейчас? Если это решаемые в ближайшем или дальнейшем будущем вопросы, я предлагаю принять решение решать их тогда, когда это действительно будет возможно (в воображении их можно сложить в папки и положить на какую-нибудь воображаемую полку), и сейчас полностью расслабиться и сосредоточиться на отношениях с малышом.

 

3. «Как узнать, что у двухмесячного малыша все хорошо, если он все-таки плачет?»

Это перекликается с первым вопросом о плаче ребенка как недвусмысленном сигнале о какой-то неудовлетворенной потребности, поэтому я продолжу начатую мысль.

Конечно, родители достаточно быстро осваивают и каждый раз при неудовольствии ребенка в мыслях и действиях проходят через список физических потребностей. Если малыш продолжает плакать, я бы предложила взять его на руки и не отвлекать внимание младенца какими-либо другими внешними, развлекательными стимулами, а ровно наоборот — позволить плакать (отреагировать накопленный стресс, чтобы его не надо было держать в себе). К тому же чем младше ребенок, тем быстрее его надо взять на руки. И это должно происходить с условием, что сам взрослый в этот момент спокоен и старается быть все более спокойным — как при помощи дыхания, так и мысленно обращаясь к своему телу.

 

В первые дни, недели и месяцы наблюдается плач воспоминаний, то есть малыши стараются избавиться от неприятных переживаний, которые испытали уже с начала жизни, возможно, во время беременности, в процессе рождения или в любой миг до этого момента.

 

В своей практике я наблюдала: если с физическим здоровьем и самочувствием малыша все в порядке, новорожденный в первые три месяца чаще всего плачет о потребности, указанной на втором уровне пирамиды Т. Хармса, то есть чтобы восстановить чувство безопасности, которое для него однозначно возможно прежде всего в физическом контакте с поддерживающим взрослым. Также довольно часто в первые дни, недели и месяцы наблюдается, как это называет Т. Хармс, плач воспоминаний, то есть малыши стараются избавиться от неприятных переживаний, которые испытали уже с начала жизни, возможно, во время беременности, в процессе рождения или в любой миг до этого момента. Это могут быть любые физические и эмоциональные переживания, через которые малыш проходил. В эти моменты важно выслушивать ребенка, держа его на руках, создавая контакт, и самому быть достаточно спокойным. Научно обоснованную практически-теоретическую информацию об этом можно найти в недавно изданной в Латвии книге Т. Хармса «Не бойся плача ребенка». Дополнительную информационную и эмоциональную поддержку по этим вопросам вы обязательно получите, если поговорите с кем-нибудь из ПЭП-мам.

 

4. «У меня вопрос про младенца. Когда я был маленьким, младенцев пеленали так, что они не могли пошевелиться. По-видимому, тогда были такие директивы. Теперь не пеленают, а позволяют махать руками и ногами по воздуху. Очень противоречиво. Есть ли еще такие вещи в директивах по уходу и воспитанию, которые в сравнительно короткие сроки изменились на 180 градусов?»

Одна из главных вещей, которые изменились в сфере родительской роли в Латвии именно с начала этого века параллельно тому, что в психологию пришло также понятие эмоционального интеллекта, это заключение, что младенцы являются зависимыми и социальными существами, которые в начале жизни не могут позаботиться о себе никак иначе, как только сигнализируя тому, кто о них заботится, о своих потребностях. Со временем во многих исследованиях было доказано, что даже для выживания важны не только физические потребности, но и эмоциональные. Одна из эмоциональных потребностей — это потребность в надежных, поддерживающих отношениях, в которых малыша принимают, выслушивают, слышат, понимают в любой момент жизни. Это резко отличается от того подхода, который доминировал до конца прошлого века, когда считалось, что главное, чтобы ребенок был сухой, в тепле, в конкретное время поел, поспал, молчал и был спокоен.

Из этого вытекает утверждение, что каждый человек рождается в первую очередь уже столь ценным, чтобы быть понятым и выслушанным, и действительно уникальным. Именно таким, с чем мы, большая часть взрослых, мучаемся, что пытаемся понять с помощью разнообразной поддержки — кто я на самом деле, чего я хочу, какова задача моей жизни. И мы мучаемся именно потому, что уже с начала жизни нас пытались поместить в «ящички», в единые таблицы развития и в один, важный именно взрослым режим и послушание. Младенцы очень умны — они прекрасно знают себя и ждут, когда узнаем их и мы, конечно, помогая устранить существенные проблемы со здоровьем, если таковые есть, но в самой основе — создавая поддерживающую среду и формируя уважительные отношения, уважая потребности каждого ребенка в каждый конкретный момент.