Куда деваются воспоминания детства?

Когда наблюдаешь за повседневной жизнью своих детей, она кажется такой наполненной — игрушки дома, мероприятия в садике, встречи с родными и поездки с семьей. Но если подумать о том, что мы сами помним из нашего детства, приходится сделать вывод, что в глубине ума никакого заметного багажа воспоминаний не сохранилось.
  • Сигита Аболтиня

    Сигита Аболтиня

    Редактор Mammamuntetiem.lv

  • Гунта Анджане

    Гунта Анджане

    врач-психотерапевт

Если малыш испытал и оставил в своей памяти позитивное отношение, попадая в среду, где он этого не получает, он сразу же протестует.

FOTO:

Если малыш испытал и оставил в своей памяти позитивное отношение, попадая в среду, где он этого не получает, он сразу же протестует.

Какое значение имеет пережитое в детстве, даже если мы его не помним, рассказывает психотерапевт Гунта Анджане.

 

Если ребенок сообщает, что он помнит, как родился, то, скорее всего, это просто ощущения, а не реальные картины произошедшего перед глазами. Как говорит психотерапевт Гунта Анджане, наши клетки впитывают и сохраняют эмоциональную память, чувства, и эти ощущения — хорошие или плохие — чаще всего сопровождают нас всю жизнь. Воспоминания о детстве — это больше запахи, ощущения и вспышки какого-то яркого события. Чаще всего в кладовых разума можно найти воспоминания о событиях начиная примерно с возраста четырех или пяти лет, и в основном это фрагменты действительно ярких событий, которые вызывали большое эмоциональное переживание. Все равно, хорошее или плохое, но эти события заставили наше сердце забиться быстрее.

Наши клетки впитывают и сохраняют эмоциональную память, чувства, и эти ощущения — хорошие или плохие — чаще всего сопровождают нас всю жизнь.

Куда же деваются воспоминания о событиях в возрасте года или двух лет? В то время любое событие можно причислить даже к очень ярким, потому что все — новое, мы все открываем впервые. Если мы не помним ничего из раннего возраста, стоит ли утруждаться и, например, водить детей в кукольный театр, путешествовать или устраивать вечеринку на день рождения? Он же все равно этого не запомнит! Гунта Анджане успокаивает: стоит, потому что память органов чувств яркая, она формирует личность и работает уже тогда, когда ребенок еще находится в животе мамы.

На этот раз не будет рассмотрена структура памяти и то, что больше является компетенцией науки и неврологов и связано с центральной нервной системой. На этот раз мы оценим, как отношения формируют нашу память и какие отпечатки в ней оставляют.

 

Популярнейший раздел памяти 

Есть кратковременная и долговременная память, которые, комбинируясь, образуют оперативную память.

Краткосрочную память можно сравнить с телефонным разговором — с поступлением новой информации изначально сказанные слова исчезают, а главная, важная мысль либо оседает в долговременной памяти, либо стирается. Забывание чрезвычайно важно, потому что иначе мы перегружали бы свою память, и мозг не смог бы функционировать.

Забывание чрезвычайно важно, потому что иначе мы перегружали бы свою память, и мозг не смог бы функционировать.

Пять сенсорных оснований памяти 

Это зрение, обоняние, вкус, слух и прикосновение. Кроме этой памяти пяти чувств большую роль играет эмоциональная и физическая память, так как они, как и сенсорные воспоминания, в раннем периоде являются тем, что нас формирует. Неосознанно, потому что они переживаются каждое мгновение.

 

Все начинается в животе мамы

Уже во время беременности с того момента, как ребенок зачат, формируется его память. Это неосознанные фоновые воспоминания, на основе которых строится человек. Вот почему женщине в ожидании ребенка рекомендуют, например, слушать классическую музыку, наблюдать красивые вещи, думать хорошие мысли, не спорить, жить в мире — наслаждаться хорошими эмоциями. Ребенок в животе мамы растет на фоне тех эмоций, какие есть у мамы. «Он слышит те же звуки, чувствует те же вкусы и эмоции — отношения мамы с папой, с остальными членами семьи. Проще говоря, созданная эмоция похожа на волну, которая проходит через оболочку клеток, цитоплазму, ядро и попадает в дезоксирибонуклеиновую кислоту, или ДНК. Если ожидание ребенка проходит в напряженных ситуациях, гневе и различных неприятных ощущениях, то уже во время беременности на малыша определенно влияют все эти эмоции», — рассказывает Гунта Анджане. Ее опыт свидетельствует: если женщина жалуется на то, что ее ребенок очень эмоциональный, чувствительный, то, если исследовать время ее беременности, часто можно прийти к выводу, что оно было тревожным. Особенно если был пережит развод или смерть кого-то близкого, другая потеря или эмоционально травмирующее событие — пожар, авария. Все это также оседает в детских фоновых воспоминаниях еще в животе мамы.

Роды также являются огромным стрессом и работой как физически, так и эмоционально для обоих — мамы и ребенка. К счастью, механизм памяти устроен таким образом, что неприятную часть родов забывают как мама, так и ребенок. Он не помнит, каким трудным или болезненным было продвижение по родовым путям. Это потому, что сразу после трудной работы следуют приятные эмоции, причем пережитые в высшей степени — молодая мама видит своего ребенка, и все телесные воспоминания исчезают. У малыша тоже уже с первым моментом рождения снова активизируются все упомянутые пять основных чувств, из которых в тот момент наиболее актуальным является прикосновение. Во время беременности тоже очень важно, чтобы папа и мама прикасались к животу, разговаривали с ребенком, потому что это все станет его воспоминаниями.

 

Увидев, что родители радуются тому, как он прочитал стишок, ребенок сохранит в памяти этот позитивный опыт, и это повысит его самосознание.

 

До годовалого возраста — неосознанная память

Поначалу младенец воспринимает себя и маму как одно целое. Если мама будет счастлива и улыбчива, то ребенок, видя маму счастливой, будет думать, что он тоже счастлив. Удовлетворением потребностей малыша и всей коммуникацией — нежным прикосновением, мимикой, тембром голоса, любящим взглядом — мама создает для ребенка хорошие и спокойные эмоции и воспоминания о том, что ребенок хороший. Как только удовлетворение потребностей хронически задерживается или даже исчезает, у ребенка формируется осознание, что он сам себе не может помочь. Эта уверенность в нем сохраняется и в дальнейшем. Родителям нужно учитывать, что речь идет о действительно систематическом неудовлетворении потребностей младенца, а не об одном или трех разах — они в его памяти не отложатся.

Реклама
Реклама

Гунта Анджане указывает: «Если мама хронически слишком долго задерживается и не удовлетворяет потребности ребенка, он понимает: я сам не могу! Если мама приходит к ребенку с опозданием, без прикосновения и достаточной любви, у него появляется представление, что пришел кто-то другой. Малыш ассоциирует себя с мамой, то есть с кем-то ласковым, добрым, поддерживающим, а не с бесчувственным, грубым человеком. Такое отношение мамы создает у ребенка представление, что кто-то другой несет ответственность за его хорошее самочувствие, а не он сам». Поскольку до годовалого возраста формируется здоровая структура личности, психотерапевт подчеркивает, что родителям надо приложить все усилия, чтобы эта неосознанная память о своей и окружающей среде была как можно гармоничнее.

 

У малыша память онлайн-режима

Подрастая, ребенок начинает исследовать мир, и этот период называется «все через рот». Именно чувство вкуса особенно часто используется в познании мира, но довольно резво рядом держатся и другие основные чувства, потому что малышу все нужно пробовать, видеть, слышать, трогать, а также почувствовать. В этом возрасте память ребенка основывается на повторении. Несколько раз делая одно и то же, он начинает это запоминать. «Например, ритуальные действия во время кормления — мама усаживает малыша за стол или на стульчике, в помещении знакомые запахи еды, и ребенок понимает, что вот будет еда». Или, если мама начинает перебирать одежду, малыш понимает, что надо идти на улицу», — рассказывает Гунта Анджане и добавляет, что ранние воспоминания однолетки, двухлетки связаны с повторением — то, что я вижу перед собой, то мне нравится, а то, что не видно, я не могу вызвать в памяти как реальную картину. На уровне ощущений — да! Например, если двухлетке подарят куклу, которая ему очень понравится, эти чувства отложатся в его чувственной памяти, но ребенок не запомнит этот момент как реальное событие. Также, например, чтобы ребенок не боялся дедушки или тетушки, он должен создать отношения, связь с ними. Не подойдут встречи раз в полгода.

 

Целенаправленное запоминание
С развитием речи и словарного запаса трехлетка активно обращается к исследованию самого себя: мальчик он или девочка, кто он как отдельная от родителей персона? Ребенок интенсивно начинает употреблять слова, поэтому его память основывается больше на обучении. В памяти трехлетки откладывается устно выраженная и услышанная информация о том, что можно и что нельзя, что хорошо и что нет. Иными словами, он учится мудрости, порядку и правилам жизни больше через услышанное и увиденное.
 

Любая ближняя или дальняя поездка, поход или какое-нибудь другое приключение вместе с семьей во время беременности или уже в раннем младенческом возрасте, не говоря уже о двух-, трехлетних и более старших детях, формирует их память.

В свою очередь, в возрасте четырех-пяти лет ребенку уже присуще целенаправленное запоминание, потому что речь и словарный запас ребенка хорошо развиты, к тому же в этом возрасте начинает развиваться и ассоциативное мышление. Четыре года — это точка отсчета для способности запоминать механически выученные вещи. Это подходящее время, чтобы начать изучать танцы, чтобы учить стихи наизусть и так далее. Ребенок будет делать это с радостью, потому что он будет полностью зрелым для этой задачи.

 

Где остаются споры

Если в семье царят негативные эмоции — ор, крики, отталкивание и невосприятие ребенка, есть незаинтересованность родителей, может быть, даже побои, — это тоже остается в памяти маленького человека так же крепко, как позитивный опыт. Специалист указывает, что в таких случаях ситуация является дуальной, так как «мы можем возмущаться, говорить, что так нельзя, но мы очень хорошо знаем, что есть много внешних факторов, которые объясняют действия этого родителя. Очень часто он сам не получил ничего хорошего, и поэтому у него нет воспоминаний об этом. Если в семье привычно, что все время друг на друга кричат, ребенок вырастает и думает, что это нормально, что люди так разговаривают, и продолжает это делать в своей семье со своими детьми».

То, какой опыт ребенок накопил в своей памяти, довольно хорошо можно видеть в детском саду или где-нибудь в другом месте, куда он попадает. Все, что происходит в семье, ребенок воспринимает как абсолютную, неоспоримую норму. Выходя за пределы этих своих привычных рамок, что обычно происходит в возрасте трех, четырех, пяти лет, он начинает сравнивать. «В это время память ребенка формируют не только родители и семья, но и социальная среда. Тогда и начинаются ситуации с ревностью, со сравнением, с соревнованием. Внимательные педагоги сразу заметят, как ребенок себя чувствует. Если у него до этого был негативный опыт, обычно это выражается специфическим языком тела — склоненная голова, опущенные плечи, разговор шепотом или вообще молчание. Память ребенка полна информации о том, что взрослый является нападающим и от него нельзя ждать ничего хорошего. В свою очередь, если малыш испытал и оставил в своей памяти позитивное отношение, попадая в среду, где он этого не получает, он сразу же протестует», — говорит Гунта Анджане.

 

Как узнать, что происходит в садике

Весьма часто, с началом детского садика, родители жалуются, что больше не узнают своего ребенка, потому что он ведет себя совершенно иначе, чем до этого. Психотерапевт призывает прислушаться к тому, что малыш рассказывает о событиях за день, как он вспоминает, отражает пережитое — как словами, так и телесно. Может быть, он начинает плакать, или просто молчит, или начинает грызть ногти, писать в постель или у него появился тик — неконтролируемое и частое подмигивание, перекашивание рта. Что бы это ни было, не надо оставлять это без внимания. «Родители должны постараться расспросить ребенка, чтобы как можно лучше понять, что произошло, что так сильно повлияло на него», — говорит специалист и напоминает — детсадовец не сможет рассказать о событиях очень ясно. Это будут вспышки воспоминаний, которые он частично отразит в словах, частично с помощью тела и еще что-то выразит эмоциями. «Поэтому родители должны быть очень внимательными, заинтересованными, поддерживающими», — отмечает Гунта Анджане.

 

Если выучить стихотворение сложно

Детская механическая память еще не захламлена, однако, чтобы выучить стихотворение, задействуются все этапы — кратковременная, долговременная и оперативная память. Кратковременная длится от 1 до 20 минут, поэтому, если есть желание сохранить в памяти что-то, нужно повторение. Одному понадобится пять, другому семь, еще кому-то 12 или даже больше раз повторить какое-то слово или строчку, пока эта информация осядет в долговременной памяти.

Большое значение имеет эмоциональный фон — как происходит заучивание стихотворения, запоминание. «Если это делать с радостью и игрой, а не в виде принуждения, то запоминание будет успешнее. Использование различных символов, смешные сравнения и другие привлекательные, легко понятные для языка восприятия ребенка трюки очень помогут памяти маленького человека», — говорит Гунта Анджане.

То, насколько легко или трудно выучить стихотворение, в большой степени определяет деятельность мозга, развитие ребенка, травмирующие процессы беременности и родов, генетика, обмен веществ, эндокринная система или состояние здоровья ребенка в целом. Как бы каждому родителю ни хотелось, чтобы именно его отпрыск прочитал стихотворение лучше всех, чтобы станцевал грациознее всех, чтобы первым в группе научился читать, Гунта Анджане призывает помнить сказанное разработчиком теории привязанности, психоаналитиком Джоном Боулби: каждый ребенок достаточно хорош или именно настолько хорош, насколько он может быть! Родители должны радоваться его достижениям, какими бы они ни были в их восприятии, нужно мотивировать маленького человека делать именно то, что он может, и настолько, насколько он может. «Если бы мы все были одинаковыми, учили бы все то же самое, что другие, как бы мы получали работу во взрослом возрасте?! Поэтому нужно уважать границы способностей ребенка. Конечно, у родителей будут идеализированные фантазийные ожидания, но не нужно заставлять ребенка реализовывать эти ожидания любой ценой», — подчеркивает специалист. В противном случае в память маленького человека можно вложить опыт, который позже — во взрослом возрасте — может проявиться как неспособность выступать перед публикой или в виде какого-либо другого комплекса. Например, увидев, что родители радуются тому, как он прочитал стишок, ребенок сохранит в памяти этот позитивный опыт, и это повысит его самосознание. В свою очередь, если в случае промаха последует выговор или малыш заметит, что родители сердятся, этот опыт тоже останется в файлах эмоциональной памяти.

 

В заключение

Взрослые помнят примерно 10 % своего детства. Поэтому эти воспоминания настолько ценны, к тому же в основном они связаны с чувствами и эмоциями. Яркий пример — так называемые пищевые травмы, которые часто приобретаются в детском саду. Уже только услышав разговор о гречке, молочном супе или киселе, кто-то покрывается гусиной кожей, другого передергивает, еще кого-то может тошнить. Это блюдо даже не надо подавать — человеческие воспоминания настолько ярки, что только от услышанного могут вызвать такие реакции.

«Все воспоминания, связанные с чувствами и эмоциями, остаются до конца жизни», — говорит психотерапевт. Не случайно на Рождество мы в основном читаем старые, давно выученные стишки. И младенец в чувственном виде узнает и рождественские песни, и аромат, и то особое ощущение, которое витает в воздухе, если мама во время беременности что-то такое испытает — будет петь песни, будет чувствовать запах елки и радоваться. В памяти ребенка это отложится через эмоциональный фон мамы и так уже сформируется в виде ритуальной, длительной памяти. Любая ближняя или дальняя поездка, поход или какое-нибудь другое приключение вместе с семьей во время беременности или уже в раннем младенческом возрасте, не говоря уже о двух-, трехлетних и более старших детях, формирует их память. У трехлетнего и более младшего ребенка пережитое не сохранится в такой точной материальной памяти, но в памяти ощущений, переживаний останется. Нежное, ласковое солнце, теплая вода в бассейне, шелест ветра в сосновом лесу, прикосновение мамы или папы, ласка, вкусы и аромат — все это останется в памяти и у совсем маленького ребенка. Чем дольше и больше мы создаем все виды памяти, тем дольше мы можем их использовать и качественнее, радостнее и счастливее жить.